Обслуживание автомобиля

Обслуживание автомобиля

Так работает двигатель на EnviroTabsХорошо это или плохо, но времена, когда водитель авто сам его разбирал, проводил техническое обслуживание автомобиля, менял фильтры, масло, свечи и т.д. – прошли. Современные водители уже не хотят вникать – из чего там состоят внутренности авто, они хотят просто ездить  быстро, удобно и безопасно. Максимум – заехать на заправку и залить топливо. И то уже ищут те заправки, где есть специальные работники, которые вставляют заправочный пистолет за водителя.

Если говорить честно, то современные автомобили уже не очень то и поразбираешь. Это в классике жигулях можно было все поменять самому. Попробуйте разобраться в мелкой неисправности на последних моделях любого известного автомобильного бренда! Электронная схема сложнейшая, в каждом автомобиле – бортовой компьютер. Но тем не менее следить за своим автомобилем необходимо! И прежде всего – это нужно делать не для галочки (страховые компании, гарантийка ), а для собственной безопасности. Ведь техническое обслуживание автомобиля (ТО) придумали не маркетологи и автомастерские, а заводы-изготовители.

Дело в том, что все детали автомобиля при поездках даже по идеально ровным дорогам испытывают достаточно сильные нагрузки, трение, вибрации. Все эти вещи приводят к постепенному износу и разрушению частей машины. А что уж говорить про наши российские дороги, не знаю как там в соседних СНГ странах. Техническое облуживание автомобиля ставит целью как раз выявление начальных признаков износа и принятие мер по его снижению, а также выявление дефектов, которые могут приводить к усилению разрушающих процессов, и даже к поломкам автомобиля. Давайте заранее  заботиться о таких вещах.

Виды технического обслуживания

У нас в РФ есть 4 вида технического обслуживания, профессиональные водители сталкивались в своей работе с таким делением, а именно:

  • ежедневное обслуживание (ЕО);
  • первое техническое обслуживание — ТО-1;
  • второе техническое обслуживание — ТО-2;
  • сезонное обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание автомобиля возлагается на самого водителя. Оно заключается в контроле состояния таких приборов и систем авто, как спидометр, различные датчики, тормозная система, система рулевого управления, фары, сигнализация. Необходимо проверить уровень масла, топлива, охлаждающей и тормозной жидкостей. Естественно, что необходимо содержать автомобиль в чистоте как снаружи, так и изнутри.

Современные автомобили уже при включении зажигания проводят самодиагностику, чем существенно облегчают жизнь водителей. А также следят за различными важными параметрами во время поездки. Например, в современных автомобилях можно в реальном режиме времени отслеживать давление в шинах. Но если у вас не супер-навороченный вариант, а что-то попроще, то не забывайте выполнять простые действия перед каждой поездкой.

Что нужно делать водителю перед каждой поездкой?

Нужно проверить путем осмотра и контроля датчиков при включении зажигания:

  • общее состояние автомобиля;
  • состояние кузова;
  • положение зеркал;
  • состояние номерных знаков;
  • состояние электрооборудования;
  • рулевую систему;
  • работу датчиков – давление и уровень масла, температура двигателя, топливо и т.д.

В зимнее время не забываем очистить от снега и льда внешние части автомобиля, стеклоочистители, чтобы уже в процессе движения ничего не мешало обзорности.

Что такое ТО-1?

ТО-1 – техническое обслуживание первичного уровня включает в себя такие элементы, как

  • выполнение крепежных работ;
  • очистку;
  • смазку;
  • контроль;
  • диагностику;
  • регулировку оборудования.

При покупке автомобиля заводом-изготовителем обязательно указывается срок или пробег автомобиля, после которых необходимо пройти ТО-1. Целью прохождения первого технического обслуживания является профилактика случайных поломок, которые в дороге могут оказаться не менее опасными, чем более серьезные. Они могут вывести ваш автомобиль из строя, могут увеличивать расход топлива, смазочных материалов, могут приводить к более быстрому износу запчастей автомобиля. В принципе, ТО-1 можно провести и самостоятельно при наличии квалификации и определенных знаний по устройству автомобиля, но все же рекомендуется проходить его на специализированном сервисном центре. Сегодня автомобиль – очень сложное с технической точки зрения устройство и имеет много «подводных камней», которые заметит только опытный специалист.

Что такое ТО-2?

В принципе, второе техническое обслуживание или ТО-2 направлено на выполнение тех же задач, что и ТО-1. Но при этом отличие от ТО-1 заключается в сложности и объему выполняемых работ по проверке технического состояния автомобиля. Обычно при проведении ТО-2 крепежные, диагностические, регулировочные и смазочные работы проводятся уже с частичной разборкой транспортного средства. Снимаются некоторые детали, происходит их диагностика, чистка, смазка и анализ целесообразности замены. Иногда в автосервисах меняют запчасти, которые по виду находятся в приличном состоянии просто потому, что пришел срок замены.

Есть еще сезонное техническое обслуживание, которое представляет из себя подготовку вашего авто к эксплуатации в других погодных условиях. В нашей стране это является обязательным, ведь перепад температурных условий весьма значителен, что влияет не только на автомобиль, но и также на дорожное покрытие. Обычно сезонное обслуживание не доставляет больших хлопот автолюбителям. Достаточно «переобуть» авто и заменить «резину», возможно, закупить качественной незамерзайки, для дизелей подумать о переходе на зимний вид солярки. Соответственно, при наступлении теплого времени года сделать все наоборот. Неплохо было бы проводить и антикоррозийную обработку кузова, особенно днища автомобиля. Но это уже более серьезные хлопоты, можно делать не каждый год.

В заключении несколько слов о регламенте проведения ТО.

У нас в стране бытует мнение, что регламент технического обслуживания составляется маркетологами из автоцентров, чья задача – вытянуть больше денег из кошелька авто-владельцев. Такое мнение формируется по известным причинам. Дело в том, что у нас сервисные центры частенько не соблюдают регламенты проведения работ по ТО-1 и ТО-2, а водители тоже не в курсе, что должны делать специалисты сервисного центра, какие работы проводить и насколько глубоко. При этом водители видят, что практически ничего не сделано, что-то там повозились пару часов, а денег взяли много. Но это уже тема для отдельного разговора, об этом будет наша следующая статья.

На самом же деле регламенты ТО-1 и ТО-2 – это вообще-то рекомендации инженеров с заводов-изготовителей, и поэтому они имеют целью предотвращение преждевременного износа, а также служат целям безопасности поездок. Порядок проведения технического обслуживания, а также регламент его проведение с указанием сроков будут указаны в сервисной книжке, которая является обязательным документом к любому транспорту.

Периодичность тех или иных работ может определяться:
  • временным интервалом. Например: контроль текущего состояния ремня привода генератора проводится каждые 2 года (24 месяца);
  • временем и пробегом. Пример: замена масла и замена масляного фильтра проводятся каждый год (по истечении 12 месяцев), или по факту 15 000 км пробега.
  • километрами пробега. Например: замена ремня привода ГРМ проводится каждые 100 тысяч километров пробега;

Давайте рассмотрим более детальный список работ, которые предусмотрены при техническом обслуживании автомобиля:

  • Подтяжка крепления (корпус подшипников распределительного вала, агрегаты, узлы, детали шасси и двигателя);
  • Регулировка цепи привода механизма газораспределения;
  • Чистка фильтра топливного насоса;
  • Замена фильтра тонкой очистки топлива;
  • Чистка деталей карбюратора;
  • Регулировка уровня топлива в поплавковой камере;
  • Чистка шлангов системы вентиляции картера;
  • Чистка пламегасителя;
  • Замена фильтрующего элемента в воздушном фильтре;
  • Регулировка ГРМ;
  • Регулировка оборотов холостого хода;
  • Контроль токсичности отработавших газов;
  • Промывка системы смазки;
  • Замена масляного фильтра, масла в картере двигателя, в акпп, кпп, раздаточной коробке;
  • Смена охлаждающей жидкости, смазки;
  • Проверка передних и задних тормозных колодок;
  • Развал-схождение передних колес;
  • Замена тормозной жидкости и свечей зажигания;
  • Балансировка колес;
  • Чистка коллектор стартера;
  • Проверка степени износа и прилегания щеток;
  • Смазка деталей привода стартера;
  • Чистка контактных колец генератора;
  • Смазка дверей (петли, замочные скважины, ограничители, фиксаторы);
  • Смазка зажимов и клемм аккумулятора;
  • Проверка кондиционера;
  • Чистка дренажных отверстий порогов и дверей;
  • Регулировка фар.

Примечание. Для дизельных двигателей и двигателей с системой впрыска топлива перечень работ будет несколько отличаться.

А что по ценам на обслуживание автомобиля?

Тут нужно вспомнить, что времена советов прошли, у нас рынок свободный. И поэтому говорить даже о  средних ценах на техническое обслуживание автомобиля практически невозможно. Тем более каждый автомобиль сегодня сильно различается по стоимости бренда, по стоимости запчастей и стоимости работ. Легкие неполадки могут устранить за 2-3 тысячи, гаражные мастера даже могут сделать это дешевле.

ТО после 15.000 км пробега и более обойдется значительно дороже. Например, для автомобиля Hyundai Getz, цены на ТО-1 (с заменой салонного фильтра) в различных автосервисах столицы колеблются от 8 до 12 тысяч рублей, в регионах будет чуть дешевле. Не забывайте про инфляцию, ведь цены – не грибы, и растут каждый год независимо от наличия дождей  :-)

Тем не менее, мы настойчиво рекомендуем не экономить на проведении полного технического обслуживания, как того требует регламент с завода-изготовителя. Ведь это же ваша личная безопасность в дороге, а иногда и удешевление эксплуатации автомобиля.

 Желаем удачи на дорогах!