Свечи зажигания

Про свечи зажигания

Вчера в разговоре со своим знакомым разговорились по качеству топлива в разных регионах. Живет он далеко, в Нягани. На жизнь зарабатывает ремонтом автомобилей. Так вот он рассказал, что у них в городе с качеством топлива совсем беда!  Выезжаешь в соседний регион – отлично! Но не будешь же ездить на заправку за 500 километров.

А при плохом качестве топлива жизнь для автомобилиста осложняется. Говорит, что приходится менять свечи зажигания чуть ли не через каждые полгода! Конечно, я ему посоветовал использовать современные катализаторы горения топлива. Пока он решил заказать и попробовать. Думаю, что это решит если не полностью, то хотя бы часть этих проблем у него и его клиентов.

А в данной статье, раз уж речь идет о плохом топливе, давайте поговорим о такой детали, как свечи зажигания. Именно они часто являются тем индикатором, который определяет проблему плохого топлива. Но это не всегда так бывает, и нам важно знать и другие причины их выхода из строя, а также давайте рассмотрим различные варианты неисправностей прямо на фотографиях.

Почему важно иметь «правильные» свечи зажигания?

Мы знаем, что от работоспособности свечи зажигания зависит качественный запуск мотора, стабильность его работы (особенно заметно на холостом ходу), мощность двигателя, а также расход топлива. Неисправность или выход из строя свечи зажигания кажется ерундовой проблемой. Но это только на первый взгляд. Такая поломка может привести к выходу из строя системы зажигания (например, катушки, крышки трамблера или т.н. «бегунка») или дорогого каталитического нейтрализатора отработавших газов (если он у вас есть). Нужно обязательно следить за состоянием свечей зажигания и вовремя устранять все неисправности.

Нелишним будет напомнить, что устанавливать нужно только свечи, которые рекомендует завод-изготовитель вашего автомобиля, а если их нет в наличии, то наиболее подходящие аналоги. При этом должны наиболее полно подходить как геометрические размеры, размеры резьбы, так и тепловые характеристики (капильное число). Через каждые 5 000 км. нужно проводить техническое обслуживание свечей зажигания, а меняют ее обычно после 30 000 км. пробега. Конечно, такое возможно только при хорошем качестве топлива и исправном автомобиле. Некоторые водители думают, что купив самые дорогие свечи, они тем самым решат проблему. Нет, если проблема в неисправности двигателя или системы зажигания, то никакие супер свечи не спасут ситуацию. Напротив, даже обычные свечи зажигания будут прекрасно работать на исправном автомобиле и отличном топливе!

На нашем рынке большинство свечей зажигания, особенно по доступной цене лидеров-производителей, являются подделкой. Это следует иметь в виду и не гоняться за дешевой ценой. Лучше взять свечи в хорошем магазине по нормальной цене, чем потом ремонтировать другие части вашего железного коня.

Как по виду свечи зажигания определить проблему?

Прежде чем рассматривать вашу свечу зажигания, необходимо, чтобы двигатель проработал достаточно длительное время. Идеальный вариант – длительная поездка за городом.

Если свеча нормальная, то керамическая юбка центрального электрода равномерно окрашена в коричневый или сероватый цвета. Происходит умеренное выгорание электрода. Через каждые 1000 км. зазор в среднем увеличивается на 0,015 мм.

Если на свече виден нагар черного цвета, сухой, убирается пальцем,  то это говорит о слишком богатой воздушной смеси. Причинами скорее всего являются неверная настройка карбюратора, поломки в системе управления двигателем, например, неисправности датчиков, засорение воздушного фильтра или проблемы с воздушными заслонками.

Если нагар черный, но маслянистый, то это скорее всего попадание масла в цилиндр, реже неправильный (недостаточный) температурный режим работы свечи. Причина в износе направляющих втулок клапанов, маслосъемных колпачков или колец. Последнее встречается чаще всего. Бывает, что неправильно подобрали саму свечу, она просто не подходит по тепловым характеристикам (не рекомендована заводом-изготовителем).

Чистый изолятор белого цвета тоже говорит о неисправности другого рода – о перегреве. Причин такого явления может быть множество. Это и неправильно подобранная свеча, и слишком большое опережение зажигания, бедная воздушная смесь, и конечно же – некачественное топливо или топливо с низким октановым числом. Особенно скорее всего причина в этом, если проявляется эффект нежелания двигателя глохнуть при выключении зажигания.

Если на керамической юбке появляются трещины, небольшая сначала и увеличивающаяся потом, то это может быть слишком большая детонация, в том числе и от топлива низкого качества,  большое значение угла опережения зажигания, неправильная установка зазора.

 Давайте посмотрим фото свечи зажигания

Вот так должны выглядеть свеча, работу которой можно назвать идеальной. Светло-коричневая свеча без отложений и следов масла.
На втором рисунке мы видим фото свечи с повышенным расходом топлива. Бархатистый и черный нагар указывают на это прямо. Неисправность карбюратора или инжектора, богатая воздушно-топливная смесь, возможно засорение воздушного фильтра. Меняйте воздушный фильтр чаще, особенно если ваш путь лежит по проселочным дорогам. Впрочем и в городе наши дороги нечасто блещут чистотой, обычно всегда пыли и грязи предостаточно.
Третье фото – свеча цвета кирпича. Это обычно происходит, когда длительное время используется топливо с большим количеством ферроцена, присадки, которая запрещена на западе, но еще используется в нашей стране. Использование такого топлива приводит к преждевременному выходу свечи из строя, так как на поверхности изоляции возникает металлическая токопроводящая пленка, мешающая нормальной ее работе. Кстати, многие водители, начитавшись страшилок о вреде ферроцена или попробовавшие другие некачественные (подделки) присадки производства «а-ля Подвал подмосковья», теперь «дуют на воду» и бояться пробовать добавлять в топливо современные катализаторы горения. А между тем, они наоборот, защищают двигатель от некачественного топлива, продлевая работу свечей и самого двигателя.  Например, современный биокатализатор горения EnviroTabs не содержит ферроцена!
Четвертое фото – белый или светло-серый налет. Говорит о бедной воздушной смеси. Может случиться перегрев самой свечи, так и к перегреву камеры сгорания, что в конечном итоге заканчивается ремонтом самого двигателя.
На пятом рисунке свеча имеет признаки протекания масла. Обычно при запуске двигатель с такими свечами «троит», из трубы идет сизый дым. Когда прогреется, то работает нормально. Скорее всего маслоотражающие колпачки пришли в негодность и их нужно заменить. При этом наблюдается расход масла больше обычного. 
А когда цилиндр двигателя вообще не работает, то можно наблюдать картину как на рисунке 6.  Свеча залита маслом, а двигатель «троит» постоянно в любом режиме. Значительно теряется мощность. В этом случае двигателю уже необходим ремонт.
Иногда наблюдается полное разрушение центрального электрода. Как на рисунке 7. Причиной такого явления опять же является топливо низкого качества, низкооктановое топливо, длительная работа двигателя с детонацией. Выставлено слишком раннее зажигание. Или просто свеча бракованная или подделка. Почему и важно стараться не нарываться на подделки, потому что при таком раскладе частицы разрушенного центрального электрода могут застрять под выпускным клапаном цилиндра. И тогда ремонта не избежать!
Восьмая картинка показывает случай, когда происходит сгорание масла из-за того, что пришли в негодность маслосъемные кольца. При этом на свече видны наросты золы, идет повышенный расход масла, а при сильном нажатии на педаль газа дым будет синим, похожим на дым мотоциклов.

 

И напоследок небольшой совет – меняйте свечи местами периодически, у разных цилиндров двигателя различные температурные режимы. Это создаст на свечи более равномерную нагрузку и удлинит срок их жизни.

 

Желаем Вам приятных дорог и только качественного топлива!